?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Буран. Часть 1


Этот материал был собран в процессе ругани с сетевыми пропагандистами-лжеисториками-псевдоинженерами. Чтобы нарытые сведения не потерялись, я решил их оформить в виде заметки «для ленивых» и снабдить ссылками для любителей подробностей.

Материалы были взяты с сайта buran.ru, а так же из моих конспектов лекций курса «Истории авиации и космонавтики» МАИ.


Полёт

Космодром Байконур. 15 ноября 1988 г. На старте «Энергия-Буран». Циклограмма предстартовой подготовки проходит без замечаний. Но погодные условия ухудшаются. Метеослужба передаёт в прогнозе «Штормовое предупреждение». Учитывая важность момента, синоптики потребовали письменно подтвердить получение тревожного прогноза. «Буран» не имеет двигателей для полета в атмосфере, на борту нет экипажа, а посадка предусматривалась с первого и единственного захода. Специалисты, создавшие «Буран», заверили членов Государственной комиссии, что они уверены в успехе: для системы автоматической посадки этот случай не предельный. Решение на пуск принято.

В 6 часов 00 минут по московскому времени «Энергия-Буран» с кивком отрывается от стартового стола и почти сразу же уходит в низкую облачность. Проходит 8 минут участка выведения. В 6 ч 08 минут 03 секунды завершается работа РН, и «Буран» начинает первый самостоятельный полет. Высота над поверхностью Земли составляет около 150 км, и, как это предусмотрено баллистической схемой полета, выполняется довыведение на орбиту собственными средствами. Параметры этих манёвров автоматически рассчитывает бортовой вычислительный комплекс в соответствии с заложенными полётным заданием и реальными параметрами движения на момент отделения от РН.

Первый манёвр происходит в зоне связи наземных станций слежения, второй - над Тихим океаном. Передача телеметрической информации о втором манёвре проходит по трассе «Буран» — плавучая станция слежения в Тихом океане — стационарный спутник связи — ретрансляционная станция «Орбита» в Петропавловске-Камчатском — высокоэллиптический спутник связи — подмосковный ретрансляционный пункт - ЦУП» протяженностью более 120000 км.

Вне участков манёвров для соблюдения теплового режима «Буран» движется в орбитальной ориентации левым крылом к Земле. Правильность заданной ориентации подтверждается как принимаемой телеметрической информацией, так и «картинкой» с бортовой телекамеры, размещенной по продольной оси за остеклением кабины. Четко работает командная радиолиния, исполняются передаваемые из ЦУП команды на управление телеметрической и телевизионной системами.

Наступает одна из завершающих операций — перезагрузка оперативной памяти Бортового Цифрового Вычислительного Комплекса (БЦВК) для работы на участке спуска и перекачка топлива из носовых баков в кормовые для обеспечения посадочной центровки.

Проходит полтора часа полета, БЦВК рассчитывает и сообщает в ЦУП параметры тормозного маневра для схода с орбиты. Уточненные данные о скорости и направлении ветра передаются на борт и закладываются в банк данных системы.  «Буран» стабилизируется кормой вперед и вверх. В 8 часов 20 минут в последний раз включается маршевый двигатель и отрабатывает заданную величину скорости. «Буран» начинает снижаться и через 30 мин «цепляет» атмосферу. За время снижения до высоты 100 км реактивная система управления развернула ОК носом вперед, и, «протиснувшись» в узкую щель ограничений, он входит в атмосферу. В 8 часов 53 минут на высоте 90 км с ним прекращается связь из-за плазменных образований. Движение «Бурана» в плазме более чем в три раза продолжительнее, чем при спуске одноразовых космических кораблей типа «Союз», и по расчету составляет 16-19 минут.

В 9 часов 11 минут, когда «Буран» находился на высоте 50 км, стали поступать доклады: «Есть прием телеметрии!», «Есть обнаружение корабля средствами посадочных локаторов!», «Системы корабля работают нормально!». В этот момент он находился в 550 км от ВПП, и, хотя его скорость уменьшилась, она все же в 10 раз превышала скорость звука. До посадки оставалось чуть больше 10 минут...

«Буран» пришел в прицельную зону - на рубеж 20 км с минимальными отклонениями, что было весьма кстати при посадке в плохих погодных условиях. Реактивная система управления и ее исполнительные органы отключились

На объединенном командно-диспетчерском пункте (ОКДП) высшая степень напряжения: «Буран» круто изменил курс и летит почти поперек оси ВПП. В чем дело? Проанализировав ситуацию, служба управления докладывает: «Все в порядке! Система не ошиблась, а просто на сей раз оказалась «умнее». «Буран» будет заходить на полосу не левым кругом, как предполагалось, а правым. Выход в ключевую точку проходит по оптимальной для данных начальных условий траектории при практически предельном встречно-боковом ветре.
Волнение на ОКДП уменьшилось. Орбитальный корабль, совершив свой маневр, погасил энергию, преодолел все встретившиеся ему возмущения на «цилиндре выверки курса» и правым виражом вышел в ключевую точку.

Еще на высоте около 7 км, несмотря на сложности целеуказания, на сближение с «Бураном» вылетел самолет сопровождения МиГ-25, пилотируемый летчиком-испытателем Магометом Толбоевым. Благодаря искусству пилота на экране уверенно наблюдалось четкое телевизионное изображение корабля — целого и невредимого. На высоте 4 км - выход на посадочную глиссаду. Изображение в ЦУП начинают передавать аэродромные телекамеры. Еще минута - и выпуск шасси...

И в 9 часов 24 минуты 42 секунды после выполнения орбитального полета и прохождения почти 8000 км в верхних слоях атмосферы, опережая всего на 1 секунду расчетное время, «Буран», борясь с сильным встречно-боковым ветром, мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и после небольшого пробега в 9 часов 25 минут 24 секунд замер в ее центре. Над ним, прощаясь, пронесся самолет сопровождения... Необычно красивая, правильная и изящная посадка 80-тонного корабля. Занавес.

П.С. 15.11.2013 Мне тут друзья докладывают, что на вышке народ чуть ли не из окон прыгал, когда эта дура на неё пошла. А главный по АСУ (хрен знает, как он там назывался) уже чуть ли не пистолет к виску (мысленно) поднёс. И не только он один в штаны наложил :-D
Байка, в общем-то. Но вполне, вполне...

Та самая историческая посадка
Та же посадка в другом виде

Tags: