?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Буран. Часть 2

Краткое содержание предыдущих серий

Орбитальными самолётами начали плотно заниматься в конце 50-х годов. Хотя ещё К.Э.Циолковский фантазировал на тему горизонтального старта космического аппарата и «самолётной» посадки. А другой наш соотечественник, инженер Фридрих Цандер, в честь которого названа улица в районе ВДНХ, ещё в начале 20-х годов в статье «Описание межпланетного корабля системы Ф.А.Цандера», пожалуй, первым в мире предложил использовать для космических полетов крылатые аппараты и обосновал преимущество крыльев для спуска орбитального корабля на землю. Более того, в 1927 году на Международной выставке, проводившейся в Москве, демонстрировалась модель его крылатого аппарата для предполагаемых воздушно-космических полетов.

Преимущества горизонтального старта — использование потенциала атмосферы для повышения эффективности системы по выводу полезного груза. Преимущество «самолётной» посадки — возможность возвращения с орбиты большой массы полезного груза, манёвры в атмосфере и посадка на обычные аэродромы в любом уголке Земли. Ну и манёвры в атмосфере позволяли варьировать траекторию захода на посадку и параллельно решать чисто военные задачи — использование системы в качестве перехватчика воздушных целей и нанесение бомбовых ударов. Таким образом, орбитальные самолёты обладали полезными свойствами, которые можно было использовать для решения военных и научных задач.

4 октября 1957 года в СССР был осуществлён запуск первого искусственного спутника земли «Спутник-1». США в своей космической программе подготовили ряд ответных мер. Одной из них был проект Dyna-Soar. На первом этапе предполагалось создание небольшого одноместного гиперзвукового ракетоплана - демонстратора концепции. Кончился проект распилом бюджета и успешным освоением выделенных денег. Дальше нескольких запусков макета с помощью баллистической ракеты «Thor» дело не заладилось. В декабре 1963 года проект закрыли.

В СССР параллельно разработке корабля «Восток», разрабатывался крылатый космический корабль классической аэродинамической схемы, эскизный проект которого был утвержден 17 мая 1957 года. Особенностью проекта было складывание крыла в аэродинамическую тень фюзеляжа на участке интенсивного торможения в атмосфере. Схема спуска предполагала интенсивное торможение в атмосфере с использованием подъемной силы несущего корпуса до скорости 500-600 км/ч на высоте около 20 км, затем обеспечивалось планирование с помощью раскладывающего крыла. Технические проблемы, связанные с точной ориентацией при спуске, сложности с теплозащитой и успешные испытания КК "Восток" определили прекращение работ по проекту.

КБ Владимира Мясищева не отставало — в 1957-60 годах разрабатывало свой вариант системы в рамках «Темы-48». Последний вариант ВКА-23 впервые предусматривал применение плиточной керамической теплозащиты.

КБ Туполева засветилось в создании ракетоплана Ту-130. Но жизнь проекта была недолгой — с 59 по 60 год.

К слову сказать, конкуренция между КБ была достаточно серьёзная. Да и прагматичность тогдашнего советского руководства позволяла остановить проект до того, как он начинал поглощать значительные ресурсы без заметной отдачи. Это уже гораздо позднее наши «главные конструкторы» овладели техникой распила бюджета. Янки в этой тематике космической отрасли опередили нас лет эдак на 40 ...

Так или иначе, из всех перечисленных разработок, до наших дней дожила система, явившаяся некоторым ответвлением тех самых исследований, а именно — маневрирующая на гиперзвуковых скоростях боеголовка стратегической ракеты.


Проект «Спираль»

Проект «Спираль» НПО «Молния», начатый в 1965 году был гораздо более успешный. Возглавлял проект академик Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Самолёт разрабатывался как минимум в трёх модификациях — разведчик, ударный орбитальный самолёт и перехватчик космических целей. БОР — Боевой Орбитальный Ракетоплан, модель орбитального самолёта 1:3. Всего было осуществлено 7 запусков БОРов. Особенностью проекта являлся в первую очередь несущий корпус с отклоняемыми консолями крыла. При входе в атмосферу с гиперзвуковой скоростью, крыло «поднималось», изменяя аэродинамику и стабилизируя положение аппарата и аэродинамический нагрев. Другой особенностью была термозащита, которая позволяла не только надёжно уберечь систему от высоких температур, но и компенсировать деформацию корпуса вследствие неравномерности нагрева. Проект «Спираль» до сих пор является кладезью передовых технических решений. Достаточно сказать, что для теплозащиты самолёта предполагалось использовать керамическую плитку. До первого полёта «Колумбии» оставалось 15 лет, до первого испытания советских кварцевых плиток на «БОРе-4» 16 лет, до «Бурана» - 22 года!

Однако, в 1972 году проект был свёрнут. Основной причиной являлось наличие надёжных ракетных систем, позволявших решать все возникающие на тот момент задачи.

Результаты проекта можно увидеть на музейной площадке в Монино — аппарат ЭПОС 105.11, заботливо восстанавливаемый orbicraft'ом.



Tags: