?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Каравшин-2009

В конце года решил наконец выложить путевые заметки о моей летней поездке в Каравшин.

Самая короткая дорога в Каравшин - через Ош. Знакомство с городом начинается с аэропорта.
Аэропорт ОШ

Город Ош - сердце Ферганской долины, которая ныне порезана между Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном. Сам город - хаотическое нагромождение одноэтажных домиков. Правда, в центре есть район пятиэтажек. А на фото можно рассмотреть единственную в городе девятиэтажку. Говорят, лифт в ней не работает с момента постройки. Не проверял. Город Ош

Вообще-то Ош знаменит своим базаром, который занимает весь центр города. Когда-то, ещё при жизни СССР, он был грандиозный и богатый. В Ош, свозился урожай со всей Ферганской долины. Сейчас, в силу далеко не простых отношений между ближайшими соседями, базар оскудел. Вместе с таджиками пропало изобилие фруктов, с узбеками - рыба, разнообразие плова, овощи ... Вместе с корейцами - овощи и соленья. То, что я увидел на этот раз - было жалкое подобие наблюдаемого в 1991 году. Оскудел базар. Зато много китайского ширпотреба - торговля с поднебесной процветает. Ну а вот так выглядят улицы в районе базара ...
В районе базара
Базар везде

Встречаются такие вот автоматы с "газировкой" ... Я заглянул под стол - там два ведра с водой. Из одного вода вытекает, в другое - сливается. Потом вёдра меняются местами ... Надобно заметить, что и раньше стаканы мылись в ведре "методом окунания". Те из моих товарищей, кто рискнул испить водички без водки - болели желудком. Газировочка

На каждом углу встречаются такие вот заведения для оплаты мобильной связи. Сидит в этой Web-кассе батыр с мобильным телефоном и собирает бакшиш платежи. Тут же отправляет СМС на условленный номер, после чего абоненту зачисляются деньги. Аналогично работает IP-телефония. Где-то стоит IP-шлюз. Батыр сам звонит на этот шлюз или шлёт СМС и от шлюза идёт отзвон. Ну, в общем, получается дешевле, чем простой звонок.
Web-касса

Вообще, первое, что встречает в аэропорту - жара. После Москвы - тяжело. Движение на дорогах в районе базара - оживлённое. Машины - самые разные, от старой советской рухляди, до подержаных японок. Кстати, советский автопром в нашей Средней Азии не ржавеет вообще и может служить вечно.
Жара

Мечеть. На циферблатах - расписание намаза.
Мечеть с расписанием

Парикмахерская. Чачтарач мужской и женский (зал). Непонятно, а что, в Киргизии слово "мужской" - заимствовано из русского ?
Чачтарач

Автосервис. Такое вот техобслуживание.

В Каравшин ехать далеко - нужно пересечь всю долину и доехать до киргизского посёлка Аксай. Затем пересечь таджикский анклав - посёлок Варух, и затем опять двигаться по территории Киргизии. Вдоль дороги - унылый однообразный пейзаж.
Выехали из Оша

Когда-то, при Советском Союзе дорога шла через все поселения. Однако, с его распадом, старое административное деление привело к образованию анклавов узбекских, таджикских ... Появились границы. В результате, для того, что бы пересечь Ферганскую долину, необходимо несколько раз пересечь границу узбекскую, таджикскую ... Таможни, досмотры, бакшиш ... В общем, ездить стало невозможно. Пришлось киргизам пробивать новую дорогу в обход анклавов.
Дороги в Киргизии строят китайцы. Почему ? У них техника есть ... Ну вот новая дорога построена, но на асфальт пока денег не хватило. Асфальт обещают в следующем году, 2010. А пока - одна пыль. Такого удовольствия - километров 60-70, наверное.
Киргизы рассказывают, что когда приезжают китайские строители, к ним стадами гонят ишаков. На мясо ...
Другое следствие - арыки и вода остались там, в Узбекистане. Справа зелёнка - это узбекский анклав. Там арык, фрукты, овощи, земледелие. Слева безжизненная земля - Киргизия ... А там, где асфальт положили - вполне даже ничего, ровненько. Качество дороги отменное.
Дорога

АЗС разные. По основным трассам встречаются Газпромнефть. Уж не знаю, какое они отношение имеют к Газпрому, но, говорят, наши. Если чуть подальше - то вот такие. Кто смотрел фильм "Безумный Макс. Битва за бензин", должны помнить тамошний антураж. Фильм о будущем. В Киргизии будущее уже наступило... Кстати, зелёнка на заднем плане - узбекский анклав ...
АЗС АЗС АЗС

По дороге есть такое вот водохранилище. Виды изумительные ...
Водохранилище

Зашёл помыть виноград. Не удержался и сфотографировал ...
Три грации

Приехали в Аксай. Конец июля - время сбора урюка. Курага вот сушится.
Курага

Водитель наш - вполне образованный человек. У него вот даже есть книжная полка с книгами ... История СССР для восьмого класса ...

Ну а дальше, что бы попасть в Каравшин, путь лежит через таджикский кишлак Варух и дальше вверх по ущелью 60км. Кстати, Варуху вроде как 2000 лет ... Очень старый кишлак. Местные пограничники зарабатывают проводниками. Пусть вас не смущают автоматы за плечами - служба обязывает ...
Вверх

В 2000 году из Афганистана пришли боевики, "страшные, бородатые, чужие" и заявили что будут бороться за "Свободный Каравшин". Разослали парламентёров в окрестные кишлаки, Подоплёка простая - кратчайший путь из Афгана через Таджикистан в Киргизию лежит через Каравшин. В ущелье есть "бутылочное горлышко", перекрыв которое можно контролировать почти всё ущелье. А дальше - караван ишаков с наркотиками за три-четыре дня оказывается на территории Киргизии и растворяется на её просторах. Вполне себе неплохая бизнес-операция.
Так вот, пришли эти боевички, перекрыли горловину, разослали парламентёров. Попутно с "Жёлтой стены" сняли американских альпинистов и взяли их в плен. Американцы через несколько дней сбежали и потом долго рассказывали о своём геройстве. Говорили, что охранника столкнули в пропасть. Врут, поди. Но проверить невозможно. Нам рассказывали разные истории про то, как боевичков выкуривали. У Киргизской армии не было на тот момент боеготовых вертолётов. Запчасти везли из России. Пока коней запрягали - боевички закрепились. Затем их выкуривали из района. Где-то одна треть ушла ... На тропе встречаются гильзы, выстрелы от НУРСов, гранатомётов.
Вся эта история сильно подпортила репутацию района и длительное время альпинистов там не было. В последние годы район ожил - много наших, немцев, поляков ... Пограничники занимаются "частным извозом" - работают драйверами ишаков :-) Местные пекут хлеб, носят молоко, сыр, овощи. Жизнь налаживается.
А если узнают, что у альпинистов есть доктор - записываются на приём, как в старые добрые времена. Кстати, уровень медпомощи там упал просто фатально. Рассказывали нам историю, что человек умер от тифа. В семье - уже четвёртый. Что бы скрыть от соседей, семейство его в подвал запрятало и лечило самостоятельно местными снадобьями... Вот та самая горловина ущелья.
Дорога на верх

Там, в дали, за складками - развалины селения Каравшин и горы ...
Жители селения в 30-х годах были принудительно выселены вниз. Местные вспоминают об этом и выражают недовольство. Начал спрашивать: "А что, дорога зимой проходима ?". Дорога зимой непроходима и опасна - снег и лавины. Селение зимой отрезано от внешнего мира. Получается, если кто заболел или закончились продукты - каюк. Так что логика в действиях власти прослеживается. Сезонные выпасы-то ведь остались, земля доступна для скотоводства, сады сохранились...
Призадумались местные мужички :-)
Подходим

А некоторые в горы ехали вот так :-D
Каюк-3